Рулевая рейка: что это такое и зачем нужна

Рулевая рейка: что это такое и зачем нужна

Рулевая рейка – неотъемлемая часть любого автомобиля, но большинство автовладельцев с трудом представляют себе, что это такое, и как оно вообще работает. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе без сложных слов.

© Wikimedia Commons

Рулевая рейка — это главный компонент узла, который отвечает за управление машиной. Она передает движение от рулевого колеса к колесам автомобиля. Когда водитель поворачивает руль, рулевой вал взаимодействует с входным валом механизма рулевой рейки. Это приводит к линейному движению рейки влево или вправо, что, в свою очередь, передает движение к рулевым тягам. Каждая тяга контролирует угол положения передних колес. В этот же момент насос гидроусилителя увеличивает давление, тем самым позволяя водителю снизить необходимое усилие для поворота руля.

Внутри корпуса рулевой рейки есть две камеры с жидкостью, которая циркулирует из одной камеры в другую, при соответствующем повороте руля. Эта жидкость выполняет сразу несколько функция: смазывание, охлаждение и создание равномерного усилия на рулевом колесе. Если жидкости не будет, то рулевое управление будет рваным и непредсказуемым, что опасно. Если вы когда-нибудь выкручивали рулевое колесо до упора, давая максимальное давление – слышали, что рейка начинает гудеть. Так работают перепускные клапаны, которые сбрасывают излишнее давление, чтобы чрезмерное усилие не повредило механизм.

Нужно ли менять жидкость в рулевой рейке

Как и любой механизм, рулевую рейку также необходимо обслуживать и менять в ней жидкость. Просто это нужно делать достаточно редко – раз в 50 000 километров достаточно. Думать, что жидкость в рейке вечная – ошибка, потому что любой механизм со временем начинает изнашиваться, появляется металлическая пыль, которая потом постепенно превращается в стружку. А вот эта самая стружка уже с лёгкостью убьет любой подвижный механизм. Более того, стружка попадает в подвижную часть реечного механизма, а это уже может привести к заклиниваю руля. Это, конечно, самый страшный вариант, который случается достаточно редко, но вычеркивать его из головы мы не советуем.

Типы рулевых реек и их различия

Самая простая механическая рулевая рейка не использует дополнительных деталей и лишена гидроусилителя. Такие рейки ставили в старые автомобили, вы можете помнить это по «Жигулям» или «Волгам».

Гидравлическая рейка – чуть более сложный механизм, который имеет ту самую гидравлическую систему усиления, чтобы вам было проще вращать рулевым колесом.

Ну а в самых современных машинах стоят электрические рулевые рейки. Для создания усилия они используют электромотор и именно про них говорят «руль пустой», подразумевая под этим, что обратная связь от дороги или отсутствует, или в крайней степени слаба. Это происходит из-за того, что электромотор гасит все колебания для максимального комфорта. И да, комфорта это действительно прибавляет, только связь с дорогой становится неосязаемой. Если на стандартной рейке с обычным ГУРом вы легко можете почувствовать малейшие неровности дороги и даже понять тип покрытия, то с электрорейкой — это практически невозможно. Зато руль на электрорейке можно вращать мизинцем левой руки. Именно на электрических рейках появилась возможность изменять усилие на рулевом колесе «на лету» путем нажатия одной кнопки.

Заключение

Без рулевой рейки управление автомобилем попросту невозможно. Поддерживайте ее в рабочем состоянии, не забывайте иногда менять жидкость.